Аул Кубачи. Начало XX века. Фото из фондов Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи
Походные тропы Кузбасского центра детского и юношеского туризма и экскурсий обычно пролегают по прохладным и дождливым районам Кузнецкого Алатау, Салаирского кряжа, Южного Урала, Кодара, по Тункинским гольцам, Хибинам, побережью Баренцева моря и Камчатке. И вот захотелось нам в тёплые края. На сайте Кавказской тропы мы нашли много полезной информации и выбрали маршрут «Узоры времён» в Дагестане. Каждый руководитель похода сотни раз мысленно проходит маршрут до того, как встанет с рюкзаком на тропу, изучает картографический материал, литературные и интернет-источники, просматривает отчёты прошлых лет. Публикуем наши подготовительные заметки о Кавказе и о селе Кубачи – ориентируйтесь по подзаголовкам, чтобы найти интересное для себя.
Что называют Кавказом и когда здесь появились первые люди?
Большая Российская энциклопедия определяет Кавказ как природную страну на перешейке между Чёрным, Азовским и Каспийским морями. Главный Кавказский хребет, вдоль которого пролегает Кавказская тропа, - это непрерывная горная цепь, простирающаяся более чем на 1100 км с северо-запада на юго-восток от Чёрного моря (район Анапы) до Каспийского моря. Выделяют Западный Кавказ (от Чёрного моря до высшей точки России и Европы – горы Эльбрус (5642 м), Центральный Кавказ (между Эльбрусом и Казбеком) и Восточный Кавказ (к востоку от горы Казбек, 5033 м) до Каспийского моря.
Самые ранние упоминания о Кавказе встречаются у древнегреческих авторов V вв. до н.э. Эсхила и Геродота, а в русских летописных источниках «Кавкасийские» горы упомянуты в XII веке в Повести временных лет.
Археологические находки на территории современного Дагестана свидетельствуют о том, что заселение этой территории людьми произошло более 2 млн лет назад в эпоху раннего палеолита.
Самые ранние упоминания о Кавказе встречаются у древнегреческих авторов V вв. до н.э. Эсхила и Геродота, а в русских летописных источниках «Кавкасийские» горы упомянуты в XII веке в Повести временных лет.
Археологические находки на территории современного Дагестана свидетельствуют о том, что заселение этой территории людьми произошло более 2 млн лет назад в эпоху раннего палеолита.
Взаимное расположение раннепалеолитических памятников Внутреннего Дагестана. Источник
Зороастризм, христианство и ислам
Во II-I тысячелетии до н.э. образовалось государство Кавказская Албания, которое населяло более двух десятков разноязычных племен, родственных древним народам Малой Азии. Каждое из племён имело своего правителя. Позднее вместо племенного объединения была создано общинно-рабовладельческое государство, которое возглавлял царь. В период существования Кавказской Албании вместо язычества в III-II вв. до нашей эры главной религией на этой территории стал зороастризм. В III-IV веках в Кавказскую Албанию проникло христианство вместе с письменностью. На территорию, имевшую важное географическое, экономическое и политическое положение, постоянно посягали иноземные захватчики: римляне, парфяне, персы, иранцы, арабы.
В 461 г. персидское государство Сасанидов упразднило власть царя в Кавказской Албании, над отдельными областями которой были назначены наместники. Археологические раскопки показывают, что в V-VII вв. развитие гончарного, строительного, кузнечного, бронзолитейного, ювелирного ремесел на территории современного Дагестана достигает очень высокого уровня.
Во второй половине VII в. начался процесс исламизации Кавказских народов. Сначала территория подвергалась арабским завоеваниям с последующими попытками регулярного взимания дани, сбор и доставка которой возлагалась на местных феодалов. К XI веку входившие в Кавказскую Албанию области Филан, Карах, Лакз и Табасаран потеряли свою самостоятельность, а Дербент, Гумик, Кайтаг, Серир, Зирихгеран, наоборот, усилили свой статус. Раннесредневековое государственное образование Зирихгеран занимало южную и юго-восточную часть современного Дахадаевского района.
В 461 г. персидское государство Сасанидов упразднило власть царя в Кавказской Албании, над отдельными областями которой были назначены наместники. Археологические раскопки показывают, что в V-VII вв. развитие гончарного, строительного, кузнечного, бронзолитейного, ювелирного ремесел на территории современного Дагестана достигает очень высокого уровня.
Во второй половине VII в. начался процесс исламизации Кавказских народов. Сначала территория подвергалась арабским завоеваниям с последующими попытками регулярного взимания дани, сбор и доставка которой возлагалась на местных феодалов. К XI веку входившие в Кавказскую Албанию области Филан, Карах, Лакз и Табасаран потеряли свою самостоятельность, а Дербент, Гумик, Кайтаг, Серир, Зирихгеран, наоборот, усилили свой статус. Раннесредневековое государственное образование Зирихгеран занимало южную и юго-восточную часть современного Дахадаевского района.
Следы, предположительно, зороастрийского погребального сооружения - дахмы, в окрестностях Кубачи.
От Зирихгерана до Кубачи
Зирихгеран в переводе с персидского языка «бронники», то есть изготавливающие всякое воинское снаряжение: кольчуги, панцири, шлемы, мечи, копья, луки, стрелы, топоры, кинжалы и всевозможные изделия из меди. Кузнечно-литейное и ювелирное дело обособляются и становятся разными ремеслами. Центром Зирихгерана были земли селения Кубачи, в него также входили селения Амузги, Сулевкент, Ашты со всеми верховьями реки Уллучай.
В середине XI века территорию Дагестана пытались завоевать сельджуки. Захват территории был непродолжительным: в 1122-1123 годах сельджуки потерпели поражение. В 1220-х годах через горные районы Дагестана прошли монголо-татарские войска, в 1239 они заняли Дербент. В XIV веке на эту территорию вторглись войска ордынских ханов Узбека и Тохтамыша и среднеазиатского правителя Тимура. Военные действия были направлены на борьбу с неверными. В результате к XV веку христианство в этом регионе повсеместно было вытеснено исламом.
Смена религиозных воззрений привела к тому, что персидское наименование селения Зирихгеран в XIV-XV веках заменило тюркское название, которое со временем эволюционировало в Кубачи: Губеши – Губежи – Губечи – Гюбечи – Кюбечи – Кубечи – Кубачи, что переводится, как «кольчужники, кольчугоделатели». Его жители и жители близлежащих населённых пунктов Амузги, Ашты, Сулевкент, Шири говорят на кубачинском диалекте даргинского языка.
В середине XI века территорию Дагестана пытались завоевать сельджуки. Захват территории был непродолжительным: в 1122-1123 годах сельджуки потерпели поражение. В 1220-х годах через горные районы Дагестана прошли монголо-татарские войска, в 1239 они заняли Дербент. В XIV веке на эту территорию вторглись войска ордынских ханов Узбека и Тохтамыша и среднеазиатского правителя Тимура. Военные действия были направлены на борьбу с неверными. В результате к XV веку христианство в этом регионе повсеместно было вытеснено исламом.
Смена религиозных воззрений привела к тому, что персидское наименование селения Зирихгеран в XIV-XV веках заменило тюркское название, которое со временем эволюционировало в Кубачи: Губеши – Губежи – Губечи – Гюбечи – Кюбечи – Кубечи – Кубачи, что переводится, как «кольчужники, кольчугоделатели». Его жители и жители близлежащих населённых пунктов Амузги, Ашты, Сулевкент, Шири говорят на кубачинском диалекте даргинского языка.
Кубачи. Старое село, 2023 г.
Рождение уникального орнамента
Принятие ислама оказало значительное влияние на все сферы духовной жизни и на развитие искусства. Запреты изображать живых существ, строгие рамки религиозных канонов и правил направили творчество мастеров на разработку орнамента, который в эпоху средневековья становится художественно совершенным, необычайно многообразным.
Достигшее высокого уровня развития и совершенства искусство художественного бронзового литья, медночеканное искусство, резьба по камню и дереву, ювелирное мастерство жителей Кубачи предопределило развитие и этническое своеобразие этого населённого пункта. Кубачинская обработка металла известна на весь мир, но в селе помимо этого традиционными видами ремёсел кубачинцев являются также обработка кости, вышивка шёлком и золотом, узорное вязание и ткачество, изготовление войлока, резьба по камню и дереву.
Достигшее высокого уровня развития и совершенства искусство художественного бронзового литья, медночеканное искусство, резьба по камню и дереву, ювелирное мастерство жителей Кубачи предопределило развитие и этническое своеобразие этого населённого пункта. Кубачинская обработка металла известна на весь мир, но в селе помимо этого традиционными видами ремёсел кубачинцев являются также обработка кости, вышивка шёлком и золотом, узорное вязание и ткачество, изготовление войлока, резьба по камню и дереву.
Пример кубачинского орнамента на каминном камне и серебряной посуде.
Пример кубачинского орнамента на надгробном камне и вышивке на казе - традиционном кубачинском платке.
Автор статьи: руководитель группы Кузбасского центра детского и юношеского туризма и экскурсий Аксенова Наталья, г. Кемерово.
Фото: Макарова Екатерина
Фото: Макарова Екатерина
Маршруты: Узоры Времен и Горы мастеров
При подготовке материала использованы следующие источники:
·Кавказская тропа: от моря до моря. URL: https://caucasiantrail.ru/
·https://old.bigenc.ru/geography/text/2031438
· Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. - СПб, 1907-1909. URL: https://gufo.me/dict/bse/Кавказ
· Маммаев М.М. Зирихгеран - Кубачи: Очерки по истории и культуре. Махачкала, 2005. - 252 с.
·Челахсаев Р. Р. К вопросу о топониме «Кавказ». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-toponime-kavkaz.