Мы уже рассказывали о селе Хустиль в Табасаранском районе, а теперь нам удалось поговорить с имамом этого села - Махмудом Алиевым.
Махмуд работает школьным учителем, он заочно окончил Ростовский педагогический университет. У него трое детей: сын в десятом классе, младшая дочь - в шестом, а старшая дочь уже замужем и подарила родителям первого внука. «Небольшая семья, но пойдет, - говорит Махмуд с затаенной улыбкой, - очень хорошая семья.»
Несколько лет назад Махмуда выбрали имамом. Имам в исламе — это духовный лидер, глава джамаата (в переводе с арабского это слово означает «общество, коллектив, община»). В первую очередь, конечно, имам руководит религиозными обрядами и церемониями, возглавляет совместную молитву и проводит пятничную проповедь. Однако в селе со сравнительно небольшим населением он решает еще и множество социальных задач, взаимодействует со светскими властями, представляет общину перед государством. Все важные в жизни села вопросы рассматриваются сначала советом старейшин, потом выносятся на обсуждение всего джамаата, после чего принимается окончательное решение. Если необходимо провести какие-то объемные работы, например, бетонирование улицы, это делается всем миром. Также когда кто-то начинает строительство дома, ему помогают всем селом. Здесь очень важны традиции, и они передаются из поколения в поколение.
Махмуд работает школьным учителем, он заочно окончил Ростовский педагогический университет. У него трое детей: сын в десятом классе, младшая дочь - в шестом, а старшая дочь уже замужем и подарила родителям первого внука. «Небольшая семья, но пойдет, - говорит Махмуд с затаенной улыбкой, - очень хорошая семья.»
Несколько лет назад Махмуда выбрали имамом. Имам в исламе — это духовный лидер, глава джамаата (в переводе с арабского это слово означает «общество, коллектив, община»). В первую очередь, конечно, имам руководит религиозными обрядами и церемониями, возглавляет совместную молитву и проводит пятничную проповедь. Однако в селе со сравнительно небольшим населением он решает еще и множество социальных задач, взаимодействует со светскими властями, представляет общину перед государством. Все важные в жизни села вопросы рассматриваются сначала советом старейшин, потом выносятся на обсуждение всего джамаата, после чего принимается окончательное решение. Если необходимо провести какие-то объемные работы, например, бетонирование улицы, это делается всем миром. Также когда кто-то начинает строительство дома, ему помогают всем селом. Здесь очень важны традиции, и они передаются из поколения в поколение.
О традициях Махмуд рассказывает много интересного, например, об искусстве ковроткачества в Табасаране. Сейчас вручную ткут гораздо меньше ковров, чем раньше, когда за табасаранскими коврами приезжали со всего Дагестана. Это объясняется снижением спроса, поскольку на рынке много ковров фабричного производства, которые, конечно, гораздо дешевле. Но, по традиции, на свадьбу каждой дочери в семье в приданое обязательно дается ковер ручной работы.
Выясняем, в чем отличие между такими важными в исламе понятиями, как «закят» и «садака» (ударение на последний слог). Закят — это обязательная милостыня, которую состоятельные мусульмане, начиная с определенного уровня дохода, должны выплачивать в течение года, что-то вроде налога. Деньги идут неимущим, ученикам медресе и т.д. Есть восемь категорий тех, кто может получить эти деньги, имам их распределяет. Садака — это добровольная милостыня, которую человек отдает кому угодно по собственному желанию в неограниченном количестве. Можно также пожертвовать на что-то общественное, например, родник или дорогу. Любое действие на общее благо — тоже садака, даже если просто уберете хворостину, которая мешает пройти по дороге. Когда человек умирает, любое доброе дело, совершенное им при жизни, например, если он посадил дерево или выкопал колодец, пока от этого будет польза, к нему возвращается.
На вопрос, какое по его мнению главное качество имама, Махмуд говорит, что это правдивость во всем - и в словах, и в делах. Самое важное, чтобы люди ему доверяли.
Интересуемся, что отличает табасаранцев от других народностей Дагестана. По словам Махмуда, весь народ Дагестана уникальный, потому что здесь столько разных национальностей, каждая со своим языком и обычаями, долгие годы живут в мире и согласии на этой сравнительно небольшой территории. Все друг другу как родные. И снова это объясняется общими традициями, основная из которых - гостеприимство. Тут же Махмуд добавляет, что табасаранцы все-таки считаются самыми гостеприимными, это отмечают даже жители других районов самого Дагестана. Приводит табасаранскую поговорку: «Когда к тебе приходит гость, покажи ему свою улыбку и накорми хотя бы лепешкой. Но даже, если кроме лепешки ничего нет, самое главное — это принимать гостя с улыбкой». «Очень важно, чтобы гость чувствовал себя комфортно, а улыбка сразу создает эту атмосферу», - продолжает Махмуд.
На прощание спрашиваем, что хотел бы наш хозяин пожелать гостям Дагестана и туристам. И снова речь идет, в первую очередь, о традициях, о том, что надо бы знать и уважать культуру народа, к которому приезжаешь. Это и дресс-код для женщин и мужчин (не стоит ходить в шортах и майках), и то, что, например, курить и распивать спиртные напитки в общественных местах здесь не принято. Именно при наличии такого уважения общение между гостями и хозяевами будет взаимно обогащать. «Вот как сейчас у нас с вами, - говорит Махмуд, - несмотря на то, что мы такие разные».
Авторы статьи: Екатерина Макарова в соавторстве с Татьяной Беляевой
Фотографии: Сергей Козлов
Маршрут: Узоры Времен
Фотографии: Сергей Козлов
Маршрут: Узоры Времен