Даргинское село Варсит в Дагестане прячется среди горных хребтов на высоте 1500 м над уровнем моря. Природа вокруг неописуемо красива. По этим местам, которые часто называют «Даргинской Швейцарией», проходит Кавказская тропа. Здесь мы познакомились с главой села Зиявтином - опытным охотником и хранителем местных традиций. Вместе с женой Зульфией они рассказали об истории села, о том, как жилось здесь раньше и как живут сейчас.
Давным-давно обитатели этих мест жили на равнине, на территориях, расположенных в Дербентском районе. С возникновением Кайтагского уцмийства (феодальное государство в Дагестане, существовавшее в V—XIX веках) местное население стали облагать непомерными налогами, отбирали лучшие земли. Не вытерпев издевательств и произвола, народ восстал. Бунт жестоко подавили, а непокорных жителей выселили в горы. Часть из них поселились в том месте, где в настоящее время находится село Варсит. Они на первое время устроились под «варси», что в переводе означает «бурки» (бурка – это шерстяной плащ-накидка), отсюда и произошло название села.
Варсит - таинственное место, скрывающее множество историй и загадок. Здесь можно зайти в заброшенную библиотеку, в которой до сих пор хранятся сотни книг, свидетельствующих о прошлых временах. В разных частях села можно найти три захоронения персидских шейхов - говорят, что они были братьями.
Зульфия рассказывает, что на том месте, где они живут сейчас, ближе к дороге, раньше были поля. К старому селу, расположенному выше, подъезда нет до сих пор. Дрова, воду - все надо носить на себе. Для перемещения особо тяжелых грузов в семье есть два ослика. На зиму супруги забирают старшее поколение к себе, но с наступлением лета те всегда переселяются обратно наверх: не переносят жару. «Как перелетные птицы», - говорит Зульфия.
Каждое хозяйство имеет шесть соток земли. Выращивают морковь, капусту, картофель, лук, чеснок, зелень. Сажают обычно рассаду, которую покупают в райцентре, поскольку, если засевать семенами, растения всходят долго, а лето короткое. Но умудряются даже получать урожай некоторых сортов яблок и груш.
Зульфия рассказывает, что на том месте, где они живут сейчас, ближе к дороге, раньше были поля. К старому селу, расположенному выше, подъезда нет до сих пор. Дрова, воду - все надо носить на себе. Для перемещения особо тяжелых грузов в семье есть два ослика. На зиму супруги забирают старшее поколение к себе, но с наступлением лета те всегда переселяются обратно наверх: не переносят жару. «Как перелетные птицы», - говорит Зульфия.
Каждое хозяйство имеет шесть соток земли. Выращивают морковь, капусту, картофель, лук, чеснок, зелень. Сажают обычно рассаду, которую покупают в райцентре, поскольку, если засевать семенами, растения всходят долго, а лето короткое. Но умудряются даже получать урожай некоторых сортов яблок и груш.
Супруги рассказывают, как в здешних местах отмечают главные мусульманские праздники: Ураза-байрам - конец поста, который соблюдается весь священный месяц Рамадан, и Курбан-байрам - праздник жертвоприношения.
Как и Рамадан, Ураза-байрам начинается на закате в первый день новолуния. Поскольку мусульмане определяют дату по лунному календарю, день Ураза-байрама ежегодно сдвигается и варьируется от страны к стране. Начинают празднование Ураза-байрама с участия в общей утренней молитве, за которой следует короткая проповедь. К молитве готовятся, совершая омовение, приводя себя в порядок и переодеваясь в новую одежду. Во время Ураза-байрама верующие традиционно поздравляют друг друга с окончанием поста, подают милостыню (деньги или продукты), готовят праздничные блюда.
В день Курбан-байрама, который отмечается через семьдесят дней после Ураза-байрама, верующие идут в мечеть к утренней молитве, затем мулла произносит проповедь. После этого принято ходить на кладбище и молиться за умерших. Затем приступают к обряду жертвоприношения в знак готовности служить Богу.
Рядом с Варситом на западной возвышенности горы Мистай находится известное святилище Шайх аттала пир. Там совершают жертвоприношения и зиярат (паломничество к святым местам) местные и даже жители соседних сел и районов.
Зиявтин рассказывает, что обряд жертвоприношения совершают не только в день праздника Курбан-байрам, а еще весной - после окончания посевных работ и осенью - после сбора урожая. Как правило, режут барана или крупный рогатый скот. Барана делят минимум на семь дворов, а также угощают всех, кто оказался рядом. Еще одним поводов для такого обряда является рождение ребенка. Эту традицию соблюдают даже те, кто уже давно переехал в город. Семья идет в мечеть, где мулла читает молитвы и закалывает жертвенное животное, соблюдая необходимые правила. Зульфия говорит, что особенно важным условием жертвоприношения является намерение, обет провести обряд, если удалось достичь цели или сделать что-то важное.
Зиявтин и Зульфия расскажут вам еще много интересных историй о родном крае и обычаях местных жителей, когда, проходя село Варсит, вы решите заглянуть к ним на чай или остановиться на ночлег. Они давно являются друзьями Кавказской тропы и всегда радушно принимают путников у себя дома.
Как и Рамадан, Ураза-байрам начинается на закате в первый день новолуния. Поскольку мусульмане определяют дату по лунному календарю, день Ураза-байрама ежегодно сдвигается и варьируется от страны к стране. Начинают празднование Ураза-байрама с участия в общей утренней молитве, за которой следует короткая проповедь. К молитве готовятся, совершая омовение, приводя себя в порядок и переодеваясь в новую одежду. Во время Ураза-байрама верующие традиционно поздравляют друг друга с окончанием поста, подают милостыню (деньги или продукты), готовят праздничные блюда.
В день Курбан-байрама, который отмечается через семьдесят дней после Ураза-байрама, верующие идут в мечеть к утренней молитве, затем мулла произносит проповедь. После этого принято ходить на кладбище и молиться за умерших. Затем приступают к обряду жертвоприношения в знак готовности служить Богу.
Рядом с Варситом на западной возвышенности горы Мистай находится известное святилище Шайх аттала пир. Там совершают жертвоприношения и зиярат (паломничество к святым местам) местные и даже жители соседних сел и районов.
Зиявтин рассказывает, что обряд жертвоприношения совершают не только в день праздника Курбан-байрам, а еще весной - после окончания посевных работ и осенью - после сбора урожая. Как правило, режут барана или крупный рогатый скот. Барана делят минимум на семь дворов, а также угощают всех, кто оказался рядом. Еще одним поводов для такого обряда является рождение ребенка. Эту традицию соблюдают даже те, кто уже давно переехал в город. Семья идет в мечеть, где мулла читает молитвы и закалывает жертвенное животное, соблюдая необходимые правила. Зульфия говорит, что особенно важным условием жертвоприношения является намерение, обет провести обряд, если удалось достичь цели или сделать что-то важное.
Зиявтин и Зульфия расскажут вам еще много интересных историй о родном крае и обычаях местных жителей, когда, проходя село Варсит, вы решите заглянуть к ним на чай или остановиться на ночлег. Они давно являются друзьями Кавказской тропы и всегда радушно принимают путников у себя дома.
Автор: Татьяна Беляева
Фото: Сергей Козлов