Энциклопедия знаний

Магомед и Малайкат из села Шири и легенда о шейхе Хасане

Люди на тропе Дагестан
Село Шири находится в Дахадаевском районе Дагестана, недалеко от знаменитого своими мастерами-ювелирами селенья Кубачи. Шири — одно из древнейших сел Дагестана: ему более полутора тысяч лет. В середине двадцатого века здесь проживало около 70 семей, а сейчас, как и многие другие села, Шири опустело, там живет всего одна супружеская пара — Магомед со своей женой Малайкат. Мы побывали у них в гостях, и Магомед рассказал нам многое об истории села, о своем детстве и юности, и о том, как сейчас проходит их жизнь в этом полузаброшенном месте.

Самая известная достопримечательность Шири — могила шейха Хасана, который прибыл сюда в XIII веке из Саудовской Аравии. Арабы отправляли своих посланцев во многие аулы горного Дагестана для распространения ислама, но далеко не все были готовы принять новую религию. Магомед рассказывает, что в то время население Шири составляло около 500 человек, а Кубачи - около 2000. Жители Шири стали мусульманами, но кубачинцев было больше, они сопротивлялись, и это сопровождалось вооруженными столкновениями.

Легенда говорит, что у шейха был шлем и кольчуга редкой работы, заговоренная, которую невозможно было ни пробить пулей, ни проколоть саблей. Одна из двух жен Хасана была кубачинкой, и, наконец, односельчане с ее помощью выведали, где у шейха уязвимое место — между шлемом и кольчугой. Использовав секиру — на местном диалекте «айбалта» — кубачинцы отрубили ему голову. Согласно легенде, голова покатилась в сторону Шири, и именно на этом месте позже был создан зиярат — святое место паломничества. Сначала здесь похоронили только голову, а тело забрали кубачинцы. Но позже им отдали на выкуп кусок земли — ровное поле, что очень ценится в горах. В обмен они согласились отдать тело.

Сейчас на могилу шейха Хасана стекаются паломники со всего Дагестана, особенно много людей бывает во время летнего солнцестояния — 22-24 июня, чтобы в течение самого длинного дня в году приезжие могли исполнить исламский ритуал и возвратиться домой.
Вход в мавзолей Хасана и древние кораны в мечети Шири
Мечеть Шири с подземным родником для омовений

Вся семья Магомеда родом из Шири. В 1944 году чечен переселили в Казахстан, а жителей даргинских сел Дагестана, в том числе и родителей Магомеда, — в Чечню. В 1953 году они вернулись в родные места, но в Шири не было ни одного целого дома, все в руинах. Жили некоторое время в селе Уркарах, там был колхоз. Потом все же постепенно восстановили семейный дом, и Магомед с женой сейчас в нем и живут.
В семье родителей Магомеда шестеро детей: 3 брата и 3 сестры, Магомед младший из братьев. Детство их прошло здесь, в горном ауле. В Шири была только начальная школа, а потом продолжали учиться в интернате, в селе Урази, расположенном в трех с половиной километрах. В понедельник отправлялись в школу, в субботу возвращались домой, шли по горным тропам сами, без сопровождающих. «Как козлята, лазили по скалам…Сейчас думаю, неужели ходили мы по этим тропам? И сверху, и снизу обрывчики… Просто не задумывались, и вприпрыжку бегали, и баловались по дороге, и сумками кидались… Вот так целых шесть лет ходили…,» — смеясь, вспоминает Магомед.
Он закончил школу в 1983 году, не поступил с первого раза в институт, но потом после подготовительных курсов все же поступил в Политехнический институт в Туле, там учился его старший брат. Через некоторое время решил пойти в армию, отслужил, а потом хотя сначала восстановился в институте, вскоре бросил учебу, говорит, стало неинтересно. По молодости хотелось более активной жизни. Вдвоем с компаньоном-аварцем, тоже из Дагестана, возили в Москву ондатровые шапки, тогда это считалось спекуляцией. Магомед жалеет, что бросил институт, особенно жалеет о том, что мог бы выучить несколько языков: в институте — английский, в армии — узбекский, азербайджанский, аварский. Было бы, говорит, намного больше возможностей. Вспоминает, что языки давались легко, а в школе очень любил русский язык. Возможно, именно поэтому Магомед и сейчас интересуется литературой, знает наизусть множество стихотворений русских поэтов серебряного века.

Жену Магомеда зовут Малайкат, что в переводе на русский означает «ангел». Поженились они в 1990 году, Малайкат младше Магомеда на 5 лет, ей тогда было 19. Их семьи были соседями, и, когда Малайкат родилась, его мама сразу сказала: «Вот невеста для моего сына». «Забронировала!» — смеется он. Малайкат всегда была как родная в доме Магомеда, помогала его матери по хозяйству, когда ее родные дочери уже были замужем и по обычаю жили в семьях мужей.
Магомед и Малайкат с младшим сыном, внуком, и мамой Малайкат Патимат.
Магомед и Малайкат — последние постоянные жители села Шири. Летом еще приезжают кубачинцы, в июне - паломники из разных уголков Дагестана, но зимой они здесь вдвоем. Слово Шири по-даргински означает «теневая»: село расположено на теневой, северной стороне одного из отрогов Кавказского хребта. Супруги держат около 50 - 60 голов скота. Летом стараются заготовить корма на всю зиму, но это удается не всегда. Магомед рассказывает, что, например, прошлой зимой он не рассчитал с кормами, и приходилось использовать оставшуюся сухую траву. Им повезло: зима в том году была малоснежная, поэтому скот можно было пасти прямо здесь, на северной стороне, на удобных террасах. Когда снега выпадает много, приходится выгонять стадо на южные, менее снежные склоны, но там скалы, опасно. Такая вот нелегкая жизнь, но Магомед не жалуется на трудности.

Горные села оскудевают. Из-за отсутствия дорог и элементарных современных удобств люди переселяются в другие места. Шири постигла такая же судьба, при том, что село является историческим памятником, а еще это благодатный природный уголок, богатый не запыленным горным воздухом, альпийскими лугами, плодородной почвой. Теперь здесь проходит маршрут Кавказской тропы «Узоры времен». Оказавшись в Шири, зайдите познакомиться с Магомедом и Малайкат, послушать истории и легенды, прикоснуться к этой жизни, столь непохожей на привычную нам.

Автор статьи: Татьяна Беляева
Маршрут: Узоры Времен